Новости О гимназии Учащимся Родителям Педагогам Одно окно Контакты Сервисы

    Перечень средств обучения

    рекомендованный для размещения в локальной сети гимназии № 20
    на основании Приложения к постановлению Министерства образования Республики Беларусь от 26 февраля 2008 г. № 16 ”Об утверждении перечней средств обучения, учебного оборудования для общеобразовательных учреждений и специальных учреждений образования“

    БЕЛОРУССКИЙ И РУССКИЙ  ЯЗЫКИ. НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
    Иллюстрации к произведениям классиков литературы и народного творчества
      на тему «Родная природа»
    Рисунки, сюжетные картинки "Образцы отдельных букв и отдельных элементов букв"
    "Образцы сложных соединений букв"
    для работы по развитию связной речи
    "Азбука в рисунках"
    Рисунки и тексты  для словарных и логических упражнений
    Портреты писателей
    Таблицы «Алфавит печатных букв»
    «Алфавит прописных букв»
    наборов печатных и прописных слогов
    написания больших и малых букв, их соединений
    по обучению грамоте
    Грамматика и орфография
    Схемы для слого-звукового и графического анализа слов
     "Правильно сиди при письме",  "Правильно пиши, держи ручку","Гимнастика для глаз"
    Звукозаписи Инсценировки сказок
    учебных текстов и литературных произведений из круга детского чтения
    Занимательная азбука (по произведениям С. Маршака, В. Степанова, Б. Заходера, А. Шибаева, Г. Ванюхиной; по материалам "Занимательное азбуковедение" и "Учись играя" В. Волиной)
    Литературно-музыкальная шкатулка, 1-2 кл.; 3-4 кл.
    Фонохрестоматия к книге «Букварь» и к книгам по литературному чтению
    Учебные материалы по обучению грамоте
    «Времена года» в литературных, изобразительных и музыкальных произведениях
    О писателях и поэтах, изучаемых в начальной школе

    МАТЕМАТИКА. НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
    Рисунки числовых  фигур, цифр с предметами
    математических знаков
    «Нумерация цифр от 1 до 20 »
    предметов для устного счета
    "Разрядный состав числа"
    предметов для сравнения по размерам (больше - меньше; выше - ниже; длиннее - короче); форме (круглый, квадратный, треугольный, прямоугольный); цвету
    предметов для сравнения по количеству (больше, меньше, столько же, больше (меньше) на,  больше ( меньше ) в несколько раз) 
    с различным расположением предметов для развития пространственных представлений (сверху, снизу, выше, ниже,слева, справа, левее,правее, перед, за, между, рядом)
    с различным расположением предметов для развития временных представлений  (сначала, потом, раньше, позже, до, после)
    предметов для введения понятий: "множество", "образование множества",  "классификация" и "упорядочение" предметов множества по определенному свойству, по одному и двум свойствам)
    Метрические меры. Единицы длины, времени, массы, площади. Примеры действий (измерения с помощью выбранной единицы, алгоритм действий при выборе единицы измерений,построениях и  сравнениях)
    Табличное умножение и  деление. Примеры по раскрытию смысла этих арифметических действий (замена суммы одинаковых слагаемых произведением и обратная задача, варианты применения  переместительного закона)
    геометрических фигур (прямой, отрезка, луча, разных (по углам, сторонам) треугольников, квадрата, прямоугольника, круга, окружности, куба, призмы, цилиндра, конуса, шара)
      Решение  задач на сложение и вычитание (нахождение суммы и разности, уменьшение и увеличение числа, разностное сравнение,  нахождение неизвестных)
    Решение  задач на умножение и деление. Алгоритм решения задач на нахождение доли числа
    Решение задач на все арифметические действия  (простых, составных, обратных, текстовых на движение и других  типов)
    Учебные материалы Сложение и вычитание. Задачи на сложение и вычитание в пределах 10, 20, 100, 1000, 1 000 000
      Умножение и деление. Задачи на умножение и деление
      Множества. Классификация и упорядочение предметов в множествах. Цвет и форма предметов. Сравнение предметов и групп предметов
      Измерения. Единицы измерений. Длина (отрезка, ломаной, периметра многоугольников); время (единицы измерения времени (век, год, час, секунда) и соотношения между ними); масса (единицы измерения массы и соотношения между ними); площадь (единицы измерений и соотношения между ними)
      Геометрические фигуры (точка, линия, прямая, кривая, ломаная, отрезок, треугольник, квадрат, прямоугольник и другие многоугольники)
      Геометрические фигуры (круг, окружность, куб, призма, пирамида, цилиндр, конус, шар)
      Форма предметов и геометрических фигур
      Решение задач на движение
      Занимательные логические задания
      Математические ребусы
    Мультимедийные обучающие комплексы по основным разделам
    Мультимедийные тренинговые и контролирующие программы  должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в т. ч. в форме тестового контроля)
    Электронные библиотеки включают комплекс информационно-справочных материалов (тематические базы данных, таблицы, схемы, иллюстративные материалы, аудио- и видеоматериалы), объединенных единой системой навигации 
    Игровые компьютерные программы по разделам предмета

    ЧЕЛОВЕК И МИР
    Карта Беларуси физическая
    административная
    Растительный и животный мир
    Портреты исторических и государственных деятелей Беларуси
    Альбомы "Времена года в произведениях изобразительного искусства"
    "Заповедники и Национальные парки Республики Беларусь"
    Таблицы Добрый день, школа!
    Природа и мы
    Домашние и дикие животные
    Организм человека
    Внешние и внутренние органы
    Работа нервов и мозга
    Органы чувств
    Охрана здоровья человека
    Приемы оказания первой помощи в случаях нарушения здоровья
    Серия таблиц по правилам пожарной безопасности
    по правилам дорожного движения
    по правилам  личной гигиены
    по радиационной гигиене
    по правилам поведения
    по правилам жизнедеятельности
    Учебные материалы по содержательному блоку "Мая Радзiма -  Беларусь" Государственные символы  Беларуси
    Исторические памятники материальной культуры наших предков
    Памятники архитектуры
    «Памятнікі гісторыі і культуры роднай Беларусі»
    Предметы быта, исторические  и сюжетные картины  жизни народа в разные эпохи
      "Мая Радзіма - Беларусь"
    Звукозаписи Голоса птиц в природе
    Учебные материалы по содержательному блоку "Мая Радзiма -  Беларусь" Великие люди Беларуси
    Географические и исторические сведения о прошлом нашей Родины           
    Мифы, сказания, летописи и древние литературные произведения
    Первые люди на белорусской земле. Древние города
    Места памятных и исторических событий
    Зодчество Беларуси. Беларусь - страна замков
    Белорусская икона. Белорусская книжная гравюра
    Водные богатства Беларуси
    Земельные богатства Беларуси, ее полезные ископаемые
    Предметы быта жителей Беларуси в разные эпохи
    Беларусь - страна мастеров и искусств
    Славные деятели науки и культуры Беларуси
    Беларусь в годы военных испытаний
    Народное хозяйство современной Беларуси
    Минск - столица нашей Родины
    Учебные материалы по разделу "Природа и человек" Дивный мир животных и растений
    Картины белорусской природы
    Беловежская пуща. Березинский заповедник
    Разнообразие растительного и животного мира  Беларуси
    Красная книга (животные)
    Красная книга (растения)
    Растительный и животный мир лесов Беларуси
    Растительный и животный мир лугов Беларуси
    Растительный и животный мир полей Беларуси
    Растительный и животный мир болот Беларуси
    Растительный и животный мир водоёмов Беларуси
    Растительный и животный мир экваториального леса
    Растительный и животный мир саванн
    Сезонные изменения в жизни растений
    Ядовитые грибы и ягоды
    «Как человек преобразует природу»
    Сохраним природу
    Учебные материалы по разделу "Человек и общество" Я и моя семья
    Как появились фамилии
    «Человек среди людей: семья, школа, друзья»
    Индивидуальные и коллективные дела
    Этика отношений в обществе
    Личная и общественная  гигиена
    Наши добрые дела
    О труде людей в разные времена года
    Народные и государственные праздники
    Учебные материалы по разделу "Человек и его здоровье" Человек - часть живой природы. Организм человека
    Охрана здоровья и  режим дня школьника
    Охрана здоровья. Первая помощь в различных случаях нарушения здоровья
    Азбука поведения
    Здоровый образ жизни
    Вода, которую мы пьем. Воздух, которым мы дышим
    Правильно ли мы питаемся? Режим питания
    Радиация и здоровье человека

    БЕЛАРУСКАЯ МОВА
    Партрэты беларускіх лінгвістаў
    Ілюстрацыі для ўрокаў развіцця мовы
    Табліцы «Узоры дзелавых папер»
      Апорныя сігналы
    Схемы фанетычнага разбору
    арфаграфічнага разбору
    словаўтваральнага разбору
    марфемнага разбору
    марфалагічнага разбору
    сінтаксічнага разбору
    пунктуацыйнага разбору
    Школьныя слоўнікі беларускай мовы Рэкамендуюцца наступныя тыпы лінгвістычных слоўнікаў: тлумачальны, замежных слоў, сінонімаў, антонімаў, фразеалагічны, арфаэпічны, марфемны, словастваральны, этымалагічны, слоўнікі цяжкасцей беларускай мовы
    Дапаможнікі Зборнікі пазнавальных  заданняў, кантрольна-вымяральныя матэрыялы па асобных тэмах прадмета
    Гукавы дапаможнік па арфаэпіі і лексіцы
    Гуказапісы для ўрокаў развіцця мовы 5-10 кл.
    Вучэбныя матэрыялы Бедзьце ветлiвы
    З жыцця слова
    Чаму мы так гаворым?
    Культура моўных зносiн
    Вучэбныя матэрыялы Спосабы ўтварэння слоў
    Правапіс складаных слоў
    Правапіс складанаскарочаных слоў і абрэвіятур
    Знакі прыпынку
    Схемы графічнай будовы сказаў розных канструкцый
    для работы па лексіцы
    па словаўтварэнню
    па арфаграфіі
    па марфалогіі
    па сінтаксісу
    для работы над апавяданнем і апісаннем
    для работы над казкай
    Мнагазначныя і адназначныя словы
    Запазычаныя словы
    Апісанне абсталявання
    Апавяданне аб пачутым
    Жанравая пабудова твораў
    Сродкі сувязі паміж сказамі ў тэксце
    ўключаюць комплекс інфармацыйна-даведачных матэрыялаў (тэматычныя базы дадзеных, табліцы, схемы, ілюстрацыі, аўдыё - відэаматэрыялы), аб'яднаных адзінай сістэмай навігацыі 
    Электронныя бібліятэкі па раздзелах прадмета
    Ігравыя камп'ютэрныя праграмы  

    БЕЛАРУСКАЯ ЛІТАРАТУРА
    Партрэты беларускiх пiсьменнiкаў (згодна з праграмай)
    беларускiх асветнiкаў
    Рэпрадукцыі твораў мастакоў да беларускіх міфаў, легенд, казак
    А. Александровіча, А. Навіцкага, Ю. Зайцава, В. Валынца, У. Гладковіча і інш.
    Г. Вашчанка. «Маё Палессе»
    Г. Вашчанка. «М. Багдановіч»
    М. Савіцкі «Лічбы на сэрцы»
    М. Савіцкі. «Партызанская мадонна»
    В. Вярсоцкі. «Возера Нарач»
    М. Слянчук. Ілюстрацыі да кнігі А. Лойкі «Як агонь, як вада»
    Карта-схема Рэспублікі Беларусь (з літаратурнымі аб'ектамі)
    Гуказапісы І.Лучанок.Кантата "Курган"(паводле Я.Купалы)
    Песня М.Чуркіна "Ручэй" на тэкст верша Я.Коласа
    Г.Вагнер.Сімфанічная паэма "Вечна жывыя"
    Ю.Семеняка.Опера "Зорка Венера"

     

    І.Лучанок. "Вераніка"
    Песні на вершы Я Купалы: "Поле", "Лён", песня-легенда "Гусляр"
    Фрагменты з вакальнага цыклу П.Падкавырава "Партызаны" (словы  Я. Купалы, М.Танка, П.Панчанкі)
    мастацкіх твораў для ўрокаў па выразным чытанні
    Вучэбныя матэрыялы Роднае слова. Выразнасць мастацкага слова
    Мой род. Родная земля. Народ.
    Фальклор і літаратура
    Лірычныя жанры
    Драматычныя жанры
    Прыгоды і падарожжы
    Гістарычная тэма
    Ваенная тэма
    Экалагічная тэма
    Фантастыка
    Ля вытокаў прыгожага пісьменства
    З літаратуры Сярэднявечча
    З літаратуры эпохі Адраджэння
    З літаратуры Асветніцства і рамантызма
    Беларуская літаратура першай паловы ХХ ст.
    Беларуская літаратура другой паловы ХХ ст.
    «Янка Купала: жыцце i творчасць»
    «Максім Багдановіч: жыццё і творчасць»
    «М. Гарэцкі: жыццё і творчасць»
    «Кузьма Чорны: жыццё і творчасць»
    «Максім Танк: жыццё і творчасць»
    «Аркадзь Куляшоў: жыццё і творчасць»
    «Іван Мележ: жыццё і творчасць»
    «Міхась Лынькоў: жыццё і творчасць»
    «Кандрат Крапіва: жыццё і творчасць»
    «Андрэй Макаёнак: жыццё і творчасць»
    «Іван Шамякін: жыццё і творчасць»
    «Янка Брыль: жыццё і творчасць»
    «Пімен Панчанка: жыццё і творчасць»
    «Васіль Быкаў: жыццё і творчасць»
    «Уладзімір Караткевіч: жыццё і творчасць»
    Батлейка
    Музей  Якуба Коласа
    Музей Янкi Купалы
    Музей гiсторыi беларускай лiтаратуры
    «Францыск Скарына»
    Мультымедыйныя навучальныя праграмы для самаадукацыі вучняў
    Матэрыялы для саматэсціравання

    РУССКИЙ ЯЗЫК
    Портреты русских и белорусских лингвистов
    Репродукции картин для развития речи
    Таблицы «Образцы деловых бумаг»
    Опорные сигналы
    Схемы фонетического разбора
    орфографического разбора
    словообразующего разбора
    морфемного разбора
    морфологического разбора
    синтаксического разбора
    пунктуационного разбора
    Школьные словари русского языка толковый, иностранных слов, синонимов, антонимов, фразеологический, орфоэпический, морфемный, словообразующий, этимологический, словарь трудностей русского языка
    Пособия Сборники познавательных  заданий, контрольно-проверочные материалы по отдельным темам предмета
    Звуковое пособие по орфоэпии и лексике
    Звукозаписи для уроков развития речи 5-9 кл.
    Учебные материалы  Способы образования слов
    Правописание сложных слов
    Правописание сложносокращенных слов и аббревиатур
    Знаки препинания
    Схемы графического построения предложений различных конструкций
    для работы по фонетике и графике
    для работы по лексике
    по словообразованию и составу слова
    по орфографии
    по морфологии
    по синтаксису
    для работа над типами речи (описанием, рассуждением, повествованием)
    для работы над жанрами речи (сказкой, басней, рассказом, конспектом, путевыми заметками)
    для работы над стилями речи
    Будьте вежливы
    Многозначные и однозначные слова
    Заимствованные слова
    Из жизни слова
    Почему мы так говорим?
    Средства связи между предложениями в тексте
    Описание обстановки
    Рассказ (об услышанном и увиденном, по воображению)
    Жанровое построение произведения
    Культура языковых отношений
    Берегите книгу
    Мультимедийные обучающие комплексы по основным разделам
    Мультимедийные тренинговые и контролирующие программы  должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в т. ч. в форме тестового контроля)
    Электронные библиотеки включают комплекс информационно-справочных материалов (тематические базы данных, таблицы, схемы, иллюстративные материалы, аудио- и видеоматериалы), объединенных единой системой навигации 
    Игровые компьютерные программы (по разделам курса)
    Изобразительный материал для уроков развития связной речи, 5-9 кл.
    Таблицы подвижные по словообразованию и орфографии, 5-9 кл.
      Опорные таблицы и схемы
    Материалы для упражнений  к разделу «Синтаксис и пунктуация»
    к разделам"Фонетика"," Графика"
    к разделам "Лексика","Состав слова"
    к разделу «Существительное»
    к разделу «Прилагательное»
    к разделу «Местоимение»
    к разделу «Числительное»
    к разделам «Глагол»,"Причастие", «Деепричастие»
    к разделу «Наречие»
    к разделам "Служебные части речи"
    Карточки по разделу "Пунктуация"
    для индивидуальной работы в 5-9 кл.
    Мультимедийные обучающие программы для самообразования учеников
    Материалы для самотестирования

    РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

    Учебные пособия по литературе  5-11 кл.
    Портреты русских и зарубежных писателей
    Звукозаписи для дополнительного внеклассного чтения учащихся 5-9 кл. (фрагменты из произведений русской и зарубежной литературы)
    Фонохрестоматия по русской литературе
    по зарубежной литературе
    «Поэзия и проза Великой Отечественной войны»
    «Русский фольклор»
    Учебные материалы Античная литература
    Литература эпохи Возрождения
    Русский классицизм
    Литература эпохи Просвещения
    Литература XIX в. Романтизм
    От романтизма к реализму
    Серебряный век русской поэзии
    Возвращенные имена в литературе
    Из истории литературы средних веков («Тристан и Изольда», «Песнь о Роланде»)
    От античного времени к современности
    Устное народное творчество и литература
    Великий датский сказочник Г. Х. Андерсен
    Литература первой половины ХХ века
    Великая Отечественная война в русской литературе
    Поэты ХХ века
    Литература второй половины ХХ века
    Зарубежная литература
    Фантастика. Мир  приключений
    Русские писатели и поэты о родной природе
    Писатели о детстве
    Историческое прошлое в литературных произведениях
    Драматические произведения
    А.С.Пушкин. Жизнь и творчество
    М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество
    Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество
    И.С.Тургенев. Жизнь и творчество
    Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество
    Л.Н. Толстой. Жизнь и творчество
    А.П.Чехов. Жизнь и творчество
    В.А.Короленко. Жизнь и творчество
    К.Г.Паустовский. Жизнь и творчество
    Творчество  М.Горького
    Творчество Ф.М.Достоевского
    В.Маяковский и его творчество
    Театр А. Островского
    М. Шолохов. Жизнь и творчество
    В. Шукшин. Творческий портрет
    Творчество  А. Т. Твардовского
    Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина
    Н. М. Карамзин и его повесть «Бедная Лиза»
    В. Г. Короленко «Дети подземелья»
    А. Грин «Алые паруса»
    А. Куприн "Гранатовый браслет"
    Роман Л. Н. Толстого «Война и мир»
    Читаем Гомера
    Гете «Фауст»
    Шекспир и его трагедия «Гамлет»
    Мультимедийные обучающие комплексы по основным разделам
    Мультимедийные тренинговые и контролирующие программы  должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в т. ч. в форме тестового контроля)
    Электронные библиотеки включают комплекс информационно-справочных материалов (тематические базы данных, таблицы, схемы, иллюстративные материалы, аудио- и видеоматериалы), объединенных единой системой навигации 
    Игровые компьютерные программы (по разделам курса)
    Мультимедийные обучающие программы для самообразования учеников
    Материалы для самотестирования

    ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

    Карты мира политическая на изучаемом языке
    стран изучаемого языка (политико-административная, физическая)
    Республики Беларусь (политико-административная, физическая) на изучаемом языке
    Комплекты  сюжетных картинок по развитию речи 
    плакатов достопримечательности стран изучаемого языка
    Портреты  знаменитых людей стран изучаемого языка
      по грамматике для 3-11кл.
    Звукозаписи к УМК (3-4 кл.)
    к УМК (5-9 кл.)
    к УМК (10-11 кл.)
    Учебные материалы для развития  устной речи,  3-9 кл.
    Страны изучаемого языка
    Республика Беларусь (на изучаемом языке)
    Мультимедийные обучающие комплексы по основным разделам учебной программы
    Мультимедийные тренинговые и контролирующие программы  должны предоставлять техническую возможность организации системы  контроля уровня подготовки учащихся (в т. ч. в форме тестового контроля)
    Электронные библиотеки включают комплекс информационно-справочных материалов (тематические базы данных, таблицы, схемы, иллюстративные материалы, аудио- и видеоматериалы), объединенных единой системой навигации 
    Игровые компьютерные программы по разделам учебной программы
    Карточки для развития  устной речи, 3-4 кл.
      для развития  устной речи,  5-9 кл.
    Раздаточный материал по грамматике  3-4 кл.
    по грамматике  5-9 кл.
    Мультимедийные обучающие программы для самообразования учеников
    Материалы для самотестирования

    МАТЕМАТИКА

    Портреты известных ученых-математиков
    Таблицы по математике
    Числа и вычисления Числа (натуральные, положительные и отрицательные, рациональные и иррациональные, логарифм числа  ) и действия над ними. Обыкновенные и десятичные дроби (свойства, вычисления и  преобразования)
    Выражения и их преобразования Целые  и рациональные выражения (формула, тождество, одночлен и многочлен, формулы сокращенного умножения).   Тождественные преобразования  выражений (тригонометрических; выражений, содержащих степень с рациональным показателем и логарифмы)
    Уравнения и неравенства (Линейные, квадратные, уравнения старших степеней; системы с одной и двумя переменными и их геометрическая интерпретация; тригонометрические, показательные и логарифмические)
    Координаты и функции Диаграммы. Функции, их свойства и  графики.  Производная функции,  ее механический и геометрический смысл,  применение к решению задач.  Последовательности,  прогрессии
    Геометрические фигуры и их свойства (Основные понятия, признаки,  свойства для  углов, окружности, круга, треугольников и многоугольников,  прямых и плоскостей, многогранников и тел вращения)
    Геометрические величины Единицы измерения и формулы для длины,  периметра, площади и объема геометрических фигур. Расстояние от точки до  плоскости, между параллельными прямыми и  параллельными плоскостями.  Угол между прямыми, прямой и плоскостью, плоскостями
    Геометрические построения  Пропорциональное деление. Построение геометрических фигур  с помощью  угольника, транспортира, линейки  и циркуля. Сечения многогранников плоскостями
    Текстовая задача Разновидность задач, способы их решения и проверка  решений. Логические задачи. Текстовая задача с геометрическим содержанием  ("Геометрия на клетчатой бумаге", "Геометрия в пространстве")
    Мультимедийные обучающие комплексы по основным разделам
    Алгебра
    Планиметрия
    Стереометрия
    Открытая математика. Планиметрия
    Открытая математика. Стереометрия
    Мультимедийные тренинговые и контролирующие программы  должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в т. ч. в форме тестового контроля)
    Электронные библиотеки  
    Игровые компьютерные программы по разделам предмета
    Мультимедийные обучающие программы для самообразования учеников
    Материалы для самотестирования

    ИНФОРМАТИКА

    Таблицы, схемы, диаграммы и графики в электронном виде Виды информации
      Информационные ресурсы
      Информационные процессы
      Состав персонального компьютера
      Основные алгоритмические конструкции
      Представление информации в компьютере
      Единицы измерения информации
      Классификация программного обеспечения
      Виды моделей
    Энциклопедии, справочники  
    Программы для обучения, тестирования, моделирования Демонстрационные программы. Развивающие и интеллектуальные игры
      Учебно-методические пособия в электронном виде

    ЧЕЛОВЕК И МИР, 5 класс; БИОЛОГИЯ, 6 класс
    Портреты исторических деятелей  Беларуси  
    деятелей культуры Беларуси  
    исторических деятелей и деятелей культуры по курсу ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ  
    Аудиовизуальные  
    История Беларуси  
    Первобытнообщинный строй на территории Беларуси  
    Древние города Беларуси  
    Мифы белорусов  
    Полоцкое княжество в ІX–XІ вв.  
    Брестское княжество в XІІ–XІІІ вв.  
    Культура  и церковь в Беларуси XVІ–XVІІ вв.  
    Ф. Скорина  
    Софийский собор в Полоцке  
    Мирский замок  
    Коложская церковь  
    Лидский замок  
    Несвижский замок  
    Белая вежа в Каменце  
    Новогрудский замок  
    Спасо-Евфросиньевская церковь  
    Троицкое предместье  
    Беларусь в период Первой мировой войны  
    Массовая борьба против фашистских захватчиков в Беларуси в годы Великой Отечественной войны  
    Освобождение Беларуси от немецко-фашистских захватчиков  
    Мемориальные комплексы: «Хатынь»,«Курган Славы», «Брестская крепость-герой»  
    Площадь Победы в Минске  
    Всемирная история  
    Олимпийские игры в Древней Греции  
    Первые буржуазные революции нового мира  
    Отечественная война 1812 г.  
    Афинский раб  
    Путешествия Одиссея  
    Войны Рима с Карфагеном  
    Великая Отечественная война (1941 - 1945гг.)  
    Великое княжество Литовское  
    Великая Французская буржуазная революция  
    Великие географические открытия  
    Гарибальди и объединение Италии  
    Греко-персидские войны  
    Жанна Д'Арк – народная героиня Франции  
    Киевская Русь  
    Легенды и мифы древних греков  
    Легенды и мифы древних римлян  
    Могущество и упадок Египетского государства в древности  
    Сказания о Троянской войне  
    Падение Западной Римской империи  
    Восстание Спартака  
    Походы Александра Македонского  
    Поэма Гомера «Илиада»  
    Передняя Азия в древности  
    Становление советского государства  
    Древнейшие государства Двуречья  
    В древнем Вавилоне  
    В средневековой школе  
    В средневековом городе  
    В средневековом университете  
    Мультимедийные обучающие комплексы по основным разделам  
    Мультимедийные тренинговые и контролирующие программы  должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в т. ч. в форме тестового контроля)  
    Электронные библиотеки включают комплекс информационно-справочных материалов (тематические базы данных, таблицы, схемы, иллюстративные материалы, аудио- и видеоматериалы), объединенных единой системой навигации   
    Игровые компьютерные программы по разделам курсов  
    Атласы по истории Беларуси  
    по всемирной истории  
    Мультимедийные обучающие программы для самообразования учеников  

    Материалы

    для самотестирования

     

    ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ

    Таблицы по разделу «Человек и общество»
     Аудиовизуальные Политические системы современности
      Внутренний мир личности
      Человек и природа
      Человек и космос
      Человек в системе рыночных отношений
      Социальная структура общества
      Культура как мир человека
      Религия в современном мире
      Современная цивилизация, её достижения и проблемы
      Основной закон Республики Беларусь
      Особенности становления гражданского общества в Республике Беларусь
      Приватизация собственности в Республике Беларусь
      Служба занятости Беларуси
      Развитие малого бизнеса в Беларуси
      Защита прав потребителей в Республике Беларусь
      Структура белорусской экономики и стратегия ее реформирования в ХХ1в.
      Взаимовлияние восточного и западного христианства в Беларуси
      Пути интеграции национальной системы образования Беларуси
      Белорусский и русский языки - государственные языки Республики Беларусь
      Общность национальных интересов и особенности менталитета белорусов
    Мультимедийные обучающие комплексы по основным разделам
    Мультимедийные тренинговые и контролирующие программы  должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в т.ч. в форме тестового контроля).
    Электронные библиотеки включают комплекс информационно-справочных материалов (тематические базы данных, таблицы, схемы, иллюстративные материалы, аудио- и видеоматериалы), объединенных единой системой навигации. 
    Игровые компьютерные программы по разделам учебного предмета
    Мультимедийные обучающие программы для самообразования учеников
    Материалы для самотестирования

    ГЕОГРАФИЯ

    Портреты "Путешественники и исследователи мира"
    «Учёные-географы»
    Плакаты Агропромышленный комплекс
    Типы воздушных масс и их динамика
      Большой круговорот воды
    Таблицы  
      Природные зоны суши
    Воды суши
    Основные зональные типы почв земного шара
    Животный мир материков
    Типы климата земного шара
    Календарь наблюдения за погодой
    План и карта
    Аудиовизуальные  
      Типы воздушных масс и их динамика
    Большой круговорот воды
    География Мирового океана
    Гидросфера
    Литосфера
    Атмосфера
    Биосфера
    Освоение Земли человеком
    Изменения гор и равнин
    Землетрясения, вулканы, гейзеры
    Формирование рельефа суши
    Составление плана местности
    Географическая оболочка, её закономерности
    Градусная сетка, определение широты и долготы
    Образование вулкана
    Образование подземных вод
    Относительная и абсолютная высота
    Перемещения областей высокого и низкого давления по порам года
    Тепловые и климатические пояса,  воздушные массы
    Речная система и речной бассейн
    Солнечная радиация и радиационный баланс
    Африка (общий обзор)
    Австралия (общий обзор)
    Евразия (общий обзор)
    Страны Южной и Юго-Восточной Азии
    Страны Юго-Западной Азии
    Индия
    Китай
    Северная Америка (общий обзор)
    Соединённые Штаты Америки
    Канада
    Куба
    Страны Латинской Америки
    Природные условия и природные ресурсы России
    География  Беларуси  
      Географические ландшафты Беларуси
    Климат Беларуси
    Население Беларуси
    Городские и сельские поселения Беларуси
    Беларусь - страна в центре Европы
    Общая характеристика хозяйства Беларуси
    Транспорт Беларуси
    Брестская область
    Гомельская область
    Гродненская область
    Минская область
    Могилёвская область
    Минск – столица Беларуси
    Белорусское Полесье
    Озеро Нарочь
    Заказники и заповедники Беларуси
    Зоны отдыха и туризма в Беларуси
    Животный мир Беларуси
    Сельское хозяйство Беларуси
    Геоэкологические проблемы Беларуси
    Красная книга Беларуси
    Мультимедийные обучающие комплексы по основным разделам
    Мультимедийные тренинговые и контролирующие программы  должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в т. ч. в форме тестового контроля)
    Электронные библиотеки включают комплекс информационно-справочных материалов (тематические базы данных, таблицы, схемы, иллюстративные материалы, аудио- и видеоматериалы), объединенных единой системой навигации 
    Игровые компьютерные программы по разделам курсов
    Мультимедийные обучающие программы для самообразования учеников
    Материалы для самотестирования

    БИОЛОГИЯ

    7-й класс

    Портреты Ученых-биологов
    Таблицы «Цикл развития мха»
      «Цикл развития одноклеточных водорослей»
    «Цикл развития многоклеточных водорослей»
    «Цикл развития папоротника»
    «Цикл развития плауна»
    «Цикл развития сосны»
    «Цикл развития хвоща»
    «Цикл развития шляпочного гриба»
    «Строение  растительной клетки»
    «Строение бактериальной клетки»
    «Зерновка пшеницы»
    «Клеточное строение корня»
    «Клеточное строение листа»
    «Клеточное  строение стебля»
    Природные сообщества
    Развитие растительного и животного мира

    8-й класс

    Карты Зоогеографическая карта мира
      Природные зоны и биологические ресурсы
    Биосферные заповедники
    Таблицы Заповедники Беларуси
      Систематика животных
    Строение  животных
    Разнообразие животного мира
    Уровни организации живой природы
    "Биология. Животные"
    "Основы экологии"
    "Археоптерикс"
    "Внутреннее строение брюхоногого моллюска"
    "Внутреннее строение дождевого червя"
    "Внутреннее строение жука"
    "Внутреннее строение лягушки"
    "Внутреннее строение рыбы"
    "Внутреннее строение ящерицы"
    "Внутреннее строение птицы"
    "Внутреннее строение собаки"

    9-й класс

    Таблицы Размножение и развитие  организма человека  
    Строение головного мозга человека  
    Строение сердца человека  
    Дыхательная система человека  
    Железы эндокринной системы  
    Лимфатическая система человека  
    Почка человека  
    Кожа человека  
    Органы кровообращения  
    Пищеварительная система  
    Система органов выделения  
    Органы дыхания млекопитающего  
     Сагиттальный разрез головы человека  
    Строение глаза  
    Гортань и щитовидная железа  
    Спинной мозг (поперечный и продольный разрезы)  

    10-11-й классы

     
    Таблицы Биосфера и человек  
      Строение  клеток  
    Деление клетки  
    Законы Менделя  
    Перекрест хромосом  
    Размножение и  развитие клетки  
    Синтез белка  
    Типовые биоценозы  
    по общей биологии  
    по курсу «Радиобиология»  
    Охрана природных ресурсов  
    "Уровни организации живой природы"  
    "Экосистема - экологическая единица окружающей среды"  

    7-й класс

     
    Модели «Цветок картофеля»  
    «Цветок  вишни»  
    «Цветок гороха»  
    «Цветок капусты»  
    «Колос пшеницы»  
    «Цветок сложноцветных»  
    "Размножение шляпочного гриба"  
    "Размножение мха"  
    "Размножение одноклеточной зеленой водоросли"  
    "Размножение папоротника"  
    "Размножение сосны"  
    "Классификация растений и животных"  

    8-й класс

     
    Модели "Строение черепа змеи"  
      «Строение яйца птицы»  
    "Сердце млекопитающих"  
    Скелет конечностей овцы  
    Скелет конечностей лошади  
    "Ланцетник"  
    Развитие насекомых с полным и неполным превращением  
    "Строение, размножение и разнообразие простейших"  
    "Циклы развития печеночного сосальщика"  
    "Разнообразие беспозвоночных"  
    "Разнообразие позвоночных"  
    "Устройство муравейника и пчелиного улья"  
    "Сравнение строения и эволюция важнейших систем органов различных классов позвоночных животных"  
    "Эволюция животного мира"  
    "Экологические вопросы животного мира"  
    мозга позвоночных животных  

    9-й класс

     
    Модели объемные Глаз человека  
      Ухо человека  
    Строение зуба  
    Большой и малый круги кровообращения  
    Гортань человека  
    Мозг человека  
    Позвонки  
    Развитие зародыша человека  
    Почка  
    Пищеварительная система человека  
    Сердце  
    Кожа человека  
    Слуховые косточки  
    Торс человека  
    Череп человека  
    Скелет человека  
    Скелет кисти и ступни человека  

    10-11-й классы

     
      Модели ДНК  
      "Гаметогенез у млекопитающих и человека"  
      "Генетика групп крови"  
    "Деление клетки. Митоз и мейоз"  
    "Моногибридное и дигибридное скрещивание"  
    "Наследование резус-фактор"  
    "Биосинтез белка"  
    "Удвоение ДНК и транскрипция  
    "Неполное доминирование и проявление новых признаков при взаимодействии генов"  
    "Основные направления эволюции"  
    Размножение и развитие хордовых  
    Аудиовизуальные    
    Развитие растительного мира на Земле  
    Инструкция по постановке опытов и  проведению наблюдений на учебно-опытном участке  
    Вегетативные органы цветковых растений  
    Размножение цветковых растений  
    Достижения ученых  в создании  новых сортов растений  
    Биологические основы посева семян и выращивания растений  
    Лекарственные растения  
    Характерные особенности цветков различных семейств  
    Растительные сообщества. Взаимосвязь растений в сообществах  
    Влияние человека на растительные сообщества и их видовое разнообразие  
    Живут такие растения (необыкновенные растения, растения - хищники)  
    Сезонные явления и  изменения в жизни растений  
    Образование органических веществ в растениях. Фотосинтез  
    Охрана растений  
    Человек и его профессия (специалисты растениеводства)  
    Красная книга Беларуси  
    Голоса  птиц в  природе  
    Голоса животных в природе  
    Отряды: яйцекладущие и сумчатые  
    Отряды:  грызуны и зайцеобразные  
    Отряды: насекомоядные и рукокрылые  
    Отряды: чешуекрылые и двукрылые  
    Отряды: парнокопытные и непарнокопытные  
    Важнейшие отряды рыб. Значение рыб и охрана рыбного богатства  
    Жуки, муравьи, наездники  
    Особенности поведения млекопитающих  
    Наблюдения за животными (материал для летних заданий)  
    Охрана животных  
    Биология птиц. Роль птиц в природе  
    Меры борьбы с возбудителями опасных болезней человека и животных  
    Природные сообщества  растений и  животных  
    Общий обзор организма человека. Индивидуальное развитие человека. Физиологическая целостность и саморегуляция организма  
    Внутренняя среда организма.  Кровь. Кровообращение и лимфообращение  
    Строение и работа сердца. Тоны сердца  
    Строение и функции головного и спинного мозга  
    Нервная система. Высшая нервная деятельность человека  
    Строение и   работа органов дыхания. Гигиена дыхания  
    Обмен веществ и энергии. Выделительная система  
    Эндокринная система  
    Опорно-двигательная и мышечная системы.  Двигательная активность и утомление. Осанка. Плоскостопие  
    Иммунная система человека  
    Влияние никотина и алкоголя на организм подростка. Наркомания  
    Гигиенические аспекты (основных органов, питания, труда и отдыха, жилья, одежды)  
    Сенсорные системы. Поведение и психика  
    Доврачебная и первая медицинская помощь  
    Медицинские и фармацевтические профессии  
    Биогенетические законы  
    Биосфера и человек  
    Происхождение, развитие и эволюция органического мира  
    Происхождение человека. Антропогенез  
    Систематика животных и растений  
    Радиобиология. Действие ионизирующих излучений на всех уровнях организации жизни. Гигиенические результаты облучения  
    Экологическая тропа. Путешествие по биоценозам  
    Сохраним природу. Охрана вод, воздуха и почв. Заказники - охрана генофонда природы  
    Учение академика Н.И. Вавилова  
    Развитие эволюционной теории в додарвиновский период  
    Жизнь и  деятельность Ч. Дарвина  
    Законы наследственности  
    Микробиология  
    Генетика и медицина  
    Мультимедийные обучающие комплексы по основным разделам  
    Мультимедийные тренинговые и контролирующие программы  должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в т. ч. в форме тестового контроля)  
    Электронные библиотеки включают комплекс информационно-справочных материалов (тематические базы данных, таблицы, схемы, иллюстративные материалы, аудио- и видеоматериалы), объединенных единой системой навигации  
    ПМК "Уроки биологии" (КиМ)  
    Игровые компьютерные программы по разделам курса  
    Материалы раздаточные по правилам работы в кабинете биологии  
      инструкции к лабораторным и практическим работам  
    опорные схемы к  темам разделов ("Растения". "Животные", "Человек и его  здоровье", "Общая  биология")  
    Мультимедийные обучающие программы для самообразования учеников  

    ФИЗИКА

    Портреты знаменитых астрономов  
    Карта движения планет  
    звездного неба демонстрационная  
    звездного неба с системами горизонтальных координат  
    Луны демонстрационная  
    Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера и Сатурна и их спутников  
    звездного неба, подвижная, ученическая  
    звездного неба с подсветом  
      по курсу астрономии  
    Модель небесной сферы  
      движения Солнца через зодиакальные созвездия  
    для демонстрации солнечных и лунных затмений (Теллурий)  
    орбитальных ИСЗ  
      планетной системы  
    Мультимедийные обучающие комплексы по основным разделам  
    Мультимедийные тренинговые и контролирующие программы  должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в т. ч. в форме тестового контроля)  
    Электронные библиотеки включают комплекс информационно-справочных материалов (тематические базы данных, таблицы, схемы, иллюстративные материалы, аудио- и видеоматериалы), объединенных единой системой навигации.   
      Компьютерная мультимедийная энциклопедия по астрономии и астрофизическим исследованиям  
      Подвижная карта звездного неба  
    Игровые компьютерные программы по основных разделам  
    Атлас звездный учебный  
    Мультимедийные обучающие программы для самообразования учеников  
    Материалы для самотестирования  

    ХИМИЯ

    Портреты знаменитых химиков
    Таблицы "Лабораторное оборудование и обращение с ним ”
      "Начала химии"
    "Строение  вещества. Химическая связь”
    «Химические реакции»
    «Химические свойства металлов»
    "Неметаллы"
    "Растворимость солей, кислот, оснований. Растворы. Электролитическая диссоциация"
    Химические  производства
    «Высокомолекулярные вещества и  полимерные материалы»
    «Периодическая  система химических  элементов Д.И. Менделеева»
    «Природные источники углеводородов, способы  переработки и органический синтез»
    Модель набора атомов   для составления  моделей молекул со стержнями
    кристаллической решетки алмаза
    кристаллической  решетки графита
    кристаллической решетки кухонной соли
    молекулы метана
    атомов элементов 1-го и 2-го периодов
    кристаллической решетки железа
    кристаллической решетки меди
    кристаллической решетки оксида углерода
    Аудиовизуальные
    Роль химии в создании научной картины мира. Теории,  законы, химические понятия
    О великих  ученых-химиках
    Важнейшие работы М. В. Ломоносова в области химии
    Д. И. Менделеев. Периодический закон и периодическая система химических элементов Менделеева
    Из истории химии (период алхимии, элемент, атом, первоначальные химические понятия)
    Химия в повседневной жизни (Что изучает химия; Химия и охрана природы; Экскурсия в аптеку)
    Круговорот химических элементов в природе. Периодичность изменений свойств элементов в природе
    Техника безопасности в кабинете химии (Правила охраны труда; приемы обращения с лабораторным оборудованием; работа с жидкими веществами; разделение смесей и очистка веществ)
    Химические элементы и их свойства
    Виды химических связей. Химические реакции  и связи. Закономерности протекания химических реакций
    Генетическая связь, строение и  свойства  неорганических веществ
    Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений
    Металлы и неметаллы. Их прошлое, настоящее и будущее
    Обобщение сведений о  классификации и номенклатуре органических соединений. Изомерия. Изотопы
    Генетическая связь, строение и  свойства органических веществ
    Перекрытие электронных облаков.Электронно-пространственное  строение молекул (ацетилена, метана, этина, этена, алканов, алкенов, бензола)
    Научные основы химических производств. Современное химическое производство. Искусственно полученные соединения. Химия полимеров
    Переработка нефти и газа. Коксохимическое производство. Силикатное производство
    Производство и применение  кислот (серной, азотной)
    Минеральные удобрения
    Промышленные синтезы на основе углеводородного сырья
    Вещества-невидимки
    Органическая химия и элементы биоорганики. Химия и валеология
    Мультимедийные обучающие комплексы по основным разделам
    Мультимедийные тренинговые и контролирующие программы  должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в т. ч. в форме тестового контроля).
    Репетитор. Химия
    Репетитор по химии КиМ
    Электронные библиотеки включают комплекс информационно-справочных материалов (тематические базы данных, таблицы, схемы, иллюстративные материалы, аудио- и видеоматериалы), объединенных единой системой навигации
    “Открытая химия”
    Медиатека КиМ. Химия
    Уроки химии КиМ
    Игровые компьютерные программы по темам и разделам
    Программно-измерительный  комплекс Химикус “Многофункциональная измерительная система с комплектом датчиков”
    Материалы раздаточные по правилам безопасной работы в кабинете химии
    по правилам обращения с химическим оборудованием и веществами
    опорные схемы и инструкции для лабораторных и практических работ
    Материалы раздаточные  к коллекции «Минералы и горные породы»
    «Металлы и неметаллы и их соединения» количеством вещества 0,1 моль
    Мультимедийные образовательные программы для самообразования учащихся
    Материалы раздаточные для самотестирования

     

    ТРУДОВОЕ  ОБУЧЕНИЕ

    Серия таблиц "Техника безопасности при работе в школьных мастерских"
      "Правила безопасности и гигиены на уроках обслуживающего труда"
    Мультимедийные обучающие комплексы по основным разделам
    Мультимедийное средство обучения (мультимедийное электронное издание*)
      Виды электрических схем
    Виды соединений деталей
    Виды отделки поверхности детали
    Виды швов при работе с тканью
    Виды переплетений ниток в тканях
    Виды отделки изделий в массовом производстве
    Конструкция слесарных инструментов
    Конструкция столярных инструментов
    Механизированный слесарно-монтажный инструмент
    Монтаж электропроводки в квартире
    Механизмы передачи и преобразования движения
    Организация трудового обучения
    Основы технологии промышленного производства
    Обработка металлов резанием
    Отделка швейных изделий
    Правила безопасности и гигиены на уроках обслуживающего труда
    Работа с пищевыми продуктами
    Ремонтные работы в быту
    Современная текстильная промышленность
    Cepвиpoвкa стола
    Техника безопасности при работе в школьных мастерских
      Технология изготовления деталей в школьных мастерских (работа по дереву)
    Технология изготовления деталей в школьных мастерских (работа па металлу)
    Технология изготовления швейных изделий
    Электротехнические материалы
    Электротехнические работы
    Электронагревательные приборы и бытовые машины
    Электронагревательные приборы и бытовые машины
    Электронные библиотеки включают комплекс информационно-справочных материалов (тематические базы данных, таблицы, схемы, иллюстративные материалы, аудио- и видеоматериалы), объединенных единой системой навигации 

    ЧЕРЧЕНИЕ

    Материалы по чертежному шрифту
    "Чертежи в системе прямоугольных проекций"
    "Аксонометрические проекции"
    "Сечения и разрезы"
    "Сборочные чертежи"
    "Строительные чертежи"
    Пособие по чтению  графических и чертежных  изображений предметов
    для моделирования деталей и узлов машин
    для моделирования наглядных изображений
    для выполнения эскизов и технических рисунков
    Карточки-задания на простановку размеров на чертежах
    на построение проекций предмета
    на построение наглядных изображений
    Набор моделей деталей и  узлов машин
    типовых  разъемных соединений
    элементов для моделирования  и сборки

    ДОПРИЗЫВНАЯ И МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА
    Плакаты Защитные сооружения гражданской обороны. Средства индивидуальной защиты
    Способы и средства защиты от радиоактивных веществ
    Первичные средства пожаротушения
    Пожарная техника и оборудование
    Системы автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации
    Пожарная безопасность
    Планы эвакуации
    Таблицы Правила дорожного движения
    Оказание первой медицинской помощи
    Гражданская  оборона
    Радиационная гигиена
    Противопожарная безопасность
    Видеоматериалы по тематике курса
    Мультимедийные обучающие комплексы  по основным разделам
    Мультимедийные тренинговые и контролирующие программы  должны давать техническую возможность построения тестового контроля, а также систем текущего и окончательного контроля уровня подготовки учащихся
    Электронные библиотеки включают комплекс информационно-справочных материалов (тематические базы данных, таблицы, схемы, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы), объединенных единой системой навигации