Новости О гимназии Учащимся Родителям Педагогам Одно окно Контакты Сервисы

    Как запоминать

    Чтобы эффективно учиться, прежде всего нужно обладать хорошей памятью! Хорошая память нужна всем!

    Как часто мы слышим от вас на уроках: "Ну, не могу я это запомнить! Сложные слова!" или  "Это запомнить невозможно!" Если вы, действительно, считаете, что  невозможно запомнить года правления всех князей, царей, императоров, президентов, начиная от Рюрика и заканчивая Путиным, то можете дальше не читать! Этот материал для тех, кто знает, что нет ничего невозможного!

    Если природа не одарила вас феноменальной памятью, было бы неплохо овладеть хорошо работающими практическими приемами запоминания. Искусство запоминания - мнемоника (мнемотехника) - зародилось в глубокой древности.

    Когда-то искусство запоминания было составной частью классической риторики – искусства сочинять и произносить речи. Но среди пяти разделов риторики мнемонике как-то не повезло. Ей во всех пособиях уделялось меньше внимания, чем прочим. Причина, видимо, в том, что приемы запоминания – это как бы «техническая» сторона риторики, да еще и сугубо индивидуальная.  Секреты запоминания долгое время были предметом заботы самих студентов, семинаристов, гимназистов. В воспоминаниях бывших учащихся приемам запоминания посвящено немало теплых страниц. Ну как же не благодарить науку, благодаря которой ты сдал экзамен, поступил в высшее учебное заведение и т.д. Так и повелось - техническая сторона мнемоники, секреты мнемотехники, передавались устно. 
    С приемами запоминания мало познакомиться, надо еще и попробовать придумывать «запоминалки» самому. Тогда вам станет ясно, что у вас работает, а что – не ваше. Без индивидуального подхода нет и эффекта. У одних сильнее зрительная память. Им удобнее запоминать картинку. У других сильнее слуховая память. Им лучше учить вслух. Но и тем и другим нужны приемы.

    Прежде чем обратиться к приемам запоминания, остановимся на истории. Культура запоминания – это великая культура. Наш современник мало знаком с этим видом интеллектуального спорта. Но не так было в прошлом. Интеллигентный человек до революции не только знал, но и помнил. Сравните дореволюционные издания хотя бы Чехова с переизданиями наших дней. Изменилась не только орфография, изменился адресат. Ориентируясь на своего гимназически образованного современника, авторы прошлого оставляли без перевода французские, латинские и прочие цитаты. Почему? Потому что в прошлом веке считалось нормальным не только знать, но и помнить? Потому что запоминали не для урока, не для экзамена, а на всю жизнь.

    Знание наизусть классических текстов было не элементом формального образования, а знáком принадлежности к умным людям вообще. И нам не помешает взять на вооружение кое-что из традиций дореволюционного образования. Тем более – то, что всегда пригодится. 

    Кем бы вы не стали в будущем, умение запоминать ценится везде, - в работе юриста и экономиста, менеджера по продажам и РН-менеджера, врача и учителя,  а особенно топ-менеджера, то бишь начальника. Ведь каким авторитетом он будет пользоваться, каких успехов добьется, если будет помнить имена и дни рождения своих сотрудников! В общем, пора начинать! Знакомимся с приемами запоминания. А на уроках мы ждем от вас активного  применения тех или иных приемов. 

    1.1.Приемы для запоминания трудных слов

    Успех вашей речи прямо зависит от свободного владения ключевыми словами. Можно прекрасное знать материал, но если спартанцев вы будете упорно называть «спартаковцами», а ваш историк болеет за «Локомотив», проблем не избежать. (Вообще на нашем поезде "Локомотив" должен для всех стать любимой командой!)  Как тут быть? Строится «запоминалка». (Если использовать серьезные официальные слова, то «мнемонема» или «мнемотехническая формула».) 

    Например, отправляясь на урок, вы поете:
    «Хорошие люди спартанцы - любили военные танцы». 

    Будьте уверены, с современными спортсменами они уже не перепутаются. Но вы понимаете, что без труда не бывает хорошего результата. Обратное не верно. Иногда можно долго зубрить что-то, а результата нет. Так что наши рекомендации призваны научить вас правильно использовать свои силы.

    1.1.1. Запоминание с опорой на связи слов, или Неизвестное к известному

    Главный принцип запоминания слов – поиск связей. Он вытекает из важнейшего свойства словаря. Наш словарь – это система. А не куча дров. Ваш собственный словарь – это сложное, многоуровневое объединение. Следовательно, чтобы запомнить новое слово, надо его "привязать" к уже известным словам. Чем больше веревочек, тем спокойнее.

    Понять связи термина, его состав – это уже почти запомнить его. Например, если вы хотите и не можете запомнить, что революционеры печатали листовки на гектографе (он у вас превращается в гидрограф), достаточно уяснить, что 100 (гекто-) экземпляров – это максимум. Всё. Представьте, греки перед серьезным мероприятием возносили жертву богам – гекатомбу, 100 быков. А гимназисты с одной ванночки гектографа получали 100 листочков: «Долой самодержавие! И т.д.» Одни пошли листочки расклеивать. А другие убедились, что мясо быков ужарилось, боги достаточно нанюхались дымка. И… что делать! Не пропадать же добру…

    Так что главное – «приклеить этикеточку». А именно: рассказать себе или лучше соседу, что вот там гектограф – 100 листовок, а там греки и 100 туш, гекатомба. И еще взять энциклопедию и посмотреть другие слова на гекто-, гекато-. Так постепенно всё и уложится.

    1.1.2. Запоминание с опорой на «свободные ассоциации», или Похожее к похожему 

    Не стесняйтесь своих причудливых ассоциаций. Благодаря им вам станет намного легче развить свою память. (Из одного руководства для развития памяти) 

    Мы не всегда знаем, откуда взялось трудное слов. В принципе для запоминания вовсе не обязательно это знать. Произвольные связи между словами называются свободными ассоциациями, потому что только они воистину свободны. Первая же связь, которая приходит в голову при встрече с новым словом, может стать основой, фундаментом для запоминания. Например, основы слов консерватория и консервы пишутся одинаково. Представим, что в консерватории хранятся, как шпроты в банке, будущие музыкальные дарования. Связь подходящая. Запомним.

    Такие произвольные связи, которые возникают между итальянским термином речитатив и русским речь, между греческим плутократия (власть богатеев) и русским плут называются "народная этимология". Эти связи иногда приводят к сближениям слов с незначительным созвучием, например: миллион и лимон в разговорной речи.

    В области свободных связей, действительно, нет никаких ограничений. Если вы связали английское needle[нидл] "иголка" и noodle [нудл] "лапша", представив, что дырочки в лапше делают иголкой и что звук [i] в [nidl] тонкий и острый, а буквы /оо/ в слове noodle похожи на две дырочки, то никто вам не скажет, что это неправильно. Это работает, и прекрасно! Вы в своем праве.

    Но для того, чтобы связь закрепить, необходимо:
    а) выбрать, найти эту связь;
    б) усилить ее зрительной "картинкой", и подержать в воображении;
    в) вербально проработать, т.е., проще говоря, словами объяснить себе [или лучше другому и вслух], почему эта связь пришла вам в голову. 

    1.1.3. Как запоминать имена людей

    В зарубежных пособиях по запоминанию обычно говорят, что личное имя человека надо повторять почаще. Это вежливость. Каждый любит свое имя. Так мы устанавливаем контакт с собеседником. "Чтобы запомнить фамилию незнакомого человека, задавайте вопросы: как она пишется и т.д." – советует Карнеги. Но это хорошо для английского. Там много трудных написаний. А у нас, если вы спросите Сидорова, как пишется его фамилия, СидАров или Сидорофф? – «народ вас не поймет». Еще и обидится. 

    Прием: Найдите сходство

    Запоминание имени человека облегчается тем, что личность дает широкий выбор для связей. Фамилии людей запоминаются по правилу из руководства 1913 года: "Господина Орлова мы представляем себе орлом, парящим в небесах".

    Полезно это правило распространить и на имена в изучаемом иностранном языке. Тогда пан Врубель предстанет в виде воробья (по-польски), герр Швальбе будет вам казаться господином Ласточкиным (по-немецки) и т.д.

    Имена прекрасно запоминаются и на основе свободных связей. Конечно, Врубеля все русские бессознательно связывают с рублем.

    Один английский учитель предлагал ученикам запоминать название села Бородино на основе фразы "Наполеон одолжил обед у Кутузова" (одолжить обед – borrow dinner). И вам никто не запретитДемокрита запоминать по «где мокрит», Ганнибала по тому, что ходил «он не на бал», а на войну. Григория Отрепьева (Лжедимитрия) по тому, что его свергли и одели в рваные «отрепья», а Ивана Болотникова по тому, что его «утопили в болоте». Есть такая легенда.

    Секрет: Ищите родственников

    Имена-отчества являются специфически русским (восточнославянским) типом вежливого обращения к человеку. Для запоминания они представляют известные трудности, так как популярных имен не так много.

    Имена и отчества полезно «привязывать» таки образом: судя по имени, Эдуард Петрович мог быть принцем Уэльсским, а суда по отчеству, сыном Петра Великого (он такой же высокий и неугомонный). Ольгу Викторовну зовут как мою прабабушку, а по отчеству она вполне бы могла быть моей дочерью. И т.д.

    Повеселились? А теперь… 
    Секрет: Никогда не говорите человеку, как вы запомнили его фамилию, имя, отчество. Это неэтично. То есть некрасиво. И очень похоже на дразнилки.

    2. Запоминание рядов слов

    Запоминание связанных между собой событий, имен – это, с точки зрения мнемотехники, особый объект для изучения. Дело в том, что ряды, списки, связки, обоймы слов надо запоминать в строгой последовательности. А это не просто. Здесь все основано на ключевых словах.

    2.1 Фразы с числительными

    Иногда фраза, которую необходимо запомнить, содержит числительные. Таковы, к примеру, заголовки списков, таблиц, различные информативно-справочные элементы. Наличие числительных облегчает вашу задачу. Доказано, что заголовки типа "Семь чудес света" или "Пять латинских склонений" намного лучше запоминаются, чем просто "Чудеса света", "Латинские склонения". Фраза с числительным сразу настраивает вашу память на режим контроля. Вы начинаете проверять: "А где еще одно чудо?"

    2.2. "Принцип четок"

    Вы наверняка знаете опорную фразу для запоминания цветов радуги: "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан". Это распространенный пример "запоминалки" по "принципу четок". Также построена фраза для запоминания порядка падежей в русском языке: "Иван родил девчонку, велел тащить пеленку".

    Отдельными "косточнками" в подобной формуле могут быть не только буквы, но таке начальные слоги и целые слова опорной фразы. Тотт же принцип используется в аббревиатурах: Бе-ни-люкс = Бельгия + Нидерланды + Люксембург.

    С древности известно, что особенно хорошо запоминаются стихи. Вот вам зарифмованные "четки" для запоминания семи чудес свет:

    Пирамида, Артемида,
    Мавзолей, Семирамида,
    Зевс в Олимпии, Родосский,
    да еще маяк Фаросский.

    2.3. "Принцип мест"

    Представьте, что вам нужно запомнить последовательность расположения отдельных частей большого текста. Для таких случаев существует "принцип мест". Издавна считается, что если потерял вещь, нужно вернуться на прежнее место. Это часто помогает – вернешься на кухню и вспомнишь: точно, книжка-то в холодильнике, а масло – на книжной полке. Запоминая текст, вы каждую его часть связываете с пунктом своего привычного маршрута или с расположением предметов в своей комнате. Главное, чтобы каждый фрагмент по своему месту в тексте соответствовал какому-то привычному действию или образу в другом ряду.

    Актеры, когда запоминают текст роли, связывают фразы с позами, жестами и своим настроением. Например, в начале роли король Лир – монарх. У него гордая осанка. И стоит актеру выпрямиться и сделать строгое лицо, как тут же вспоминается начало текста. А когда Лир – всеми брошенный несчастный старик, то актеру достаточно согнуть спину и сделать жалкое лицо, как тут же в памяти возникает следующий отрывок. Этот метод может пригодиться и вам.

    Когда вы заучиваете речь, то полезно назначить реальных или воображаемых слушателей во время репетиций. Это могут быть "шкаф- окно- стол-кресло-дверь", за которыми вы закрепляете определенные части выступления.

    3. Запоминание чисел

    Число в нашей жизни часто играет важную роль. Роль пропуска, пароля, адреса. Главное отличие числа от слова состоит в том, что число не обладает «избыточностью». Избыточность слова как сигнала – это, проще говоря, терпеливое отношение к помехам и ошибкам. За счет чего возникает избыточность? Это очень просто. За счет того, что мы говорим больше, чем нужно. Например, вы рассказываете дома: «Сегодня в школе Марья Ивановна вызвала меня к доске на матеше. И я все решил. Так что у меня еще одна десятка».

    Давайте разберемся и посчитаем, сколько лишней информации в вашем сообщении.
    1.   Ваша семья и так знает, как зовут вашу учительницу математики.
    2.   Если вы все решили, то что же вам еще могли поставить?
    3.   Уж о предыдущих успехах вы докладывали и неоднократно.

    То же самое спартанский юноша, которого учили говорить лаконично (кратко), изложил бы так: «Еще одна по математике».

    А вот в математике все возможные последовательности цифр – это разные «слова математики», т.е. числа. А в словаре не так. Там много свободных мест и синонимов. Например, слова ноль и нуль формально отличаются друг от друга на целую четверть, то есть на 25 %, а значение у них одно. Таковы наши неэкономные слова. А вот даты: 1861 год (отмена крепостного права) и 1961 год (полет Гагарина в космос) тоже отличаются на 25 %, и указывают на разные события.

    Еще пример. Представьте себе такой текст телеграммы: "вст рчайье заытра". В тексте четыре ошибки. И все-таки сообщение понятно: завтра вы пойдете кого-то встречать. А вот если бы в телефонном номере было допущено не четыре, а хотя бы одна ошибка, то телефон (он понимает только цифры) ни за что бы не соединил нас с нужным собеседником.

    После всего сказанного вы легко поймете справедливость следующего секрета.

    Секрет: числа надо переводить в слова. Другими словами: неизбыточный ряда цифр надо превращать в избыточный словесный ряд. Это, пожалуй, самое увлекательное занятие в мнемотехнике.

    3.1. Трансформация числа в ряд слов

    В рекламных слоганах телефонные номера нередко включаются в ритмически организованные формулы, например: "Запомнить нетрудно совсем: сто пять, четыре, восемь, восемь, семь". К поэзии в высоком смысле это отношения не имеет. Но нельзя не отметить, что большинство пословиц имеет ту же структуру.

    Прием: Ритмичный ряд всяк помнить рад

    Если вы пойдете по этому пути, помните, что при составлении ритмических рядов иногда полезны бывают замены типа: 50 – полста, 100 – сотня, 6 – полдюжины, 2 – пара, и даже (почему бы и нет?) 21 – "очко".

    3.2. Запоминание с опорой на связи в числовом ряду

    Если у вас есть вкус к математике, вам лучше опираться на связи в числовом ряду.

    Например, дату 1111 г. – блестящая победа Владимира Мономаха над половцами – можно запомнить по тому, что произведение пар цифр равны, какие бы пары цифр мы не выбирали. Шутка.

    А вот серьезный пример. Год основания Рима, 753 г. до н.э., запоминается так. До нашей эры – это "минус", отрицательное число. Если отложить составляющие дату цифры на оси слева от нуля, их последовательность примет следующий вид: х9х[7х5х3]ххОх.
    Годы жизни Лермонтова, 1814 – 1841, содержат перестановку двух последних цифр.
    Годы правления Дмитрия Донского, 1368 – 1389, связаны тем, что 68 превращается в 89 вращением на 180 градусов.
    Иван IV Васильевич (Грозный) правил с 1548 по 1584 (последние две цифры меняются местами).
    990 год, то есть 09|90 (зеркальная симметрия) — начало строительства в Киеве церкви Успения Богородицы (Десятинной церкви).
    11.88 – 12.12 – Юрий II Всеволодович, вел. кн. владимирский. Цифры запоминаются парами.
    1299 – 1322 – Дмитрий Михайлович (Грозные очи), вел. кн. владимирский. Запоминаются последние пары.
    Номер телефона 437-19-28 содержит неподкрепленную четверку в начале и три суммы цифр, равных 10: 3+7 = 1+9 = 2+8.
    Другой пример: 127-18-09, т.е. 1, 3х9, 2х9, 1х9.

    Не следует увлекаться нагромождением связей Это лишь вспомогательный и контрольный прием. Если к какому-то числу вам приходится обращаться постоянно, оно вскоре начинает вспоминаться без усилий.

    А что бывает при нагромождении мнемонических связей, рассказал Ярослав Гашек в "Похождениях бравого солдата Швейка". Там, как вы помните, бедный фельдфебель был госпитализирован после лекции Швейка по мнемотехнике. Всё хорошо – в меру!

    3.3. Перевод цифрового ряда в буквенный

    Прием: «Что я знаю о кругах».
    Для запоминания числа "пи" с точностью до четырех знаков после запятой служит фраза "что я знаю о кругах". Число букв в очередном слове помогает вспомнить очередную цифру: что – 3, я – 1, знаю – 4, о – 1, кругах – 6, итог – 3,1416.

    Прием: «н – ноль, о – один и т.д.».
    Гимназисты прошлого века изощрялись в разных способах шифровки цифр. Один из простейших кодов таков:
    0 – н (1-я буква в "ноль")
    1 – о
    2 – д, з (= z, похожа на "2")
    3 – т
    4 – ч, ц (сходство звуков)
    5 – п (1-я буква в "пять")
    6 – ш, ж, щ (по сходству звуков и букв)
    7 – с
    8 – в, ф (по сходству звуков)
    9 – р (зеркальное подобие), л (сходство звуков)

    Чем хороши эти замены. Они помогают шифровать даты в виде слов. Но не все так просто. Например, если годы правления Александра Ярославича (Невского), великого князя владимирского 1252 - 1263 просто перевести в буквы, получим ОДПД – ОДШТ. Это, прямо скажем, мало радует. Можно взять только последние две цифры дат: 52 – 63. Но и ПД – ШТ тоже не похоже на небесную музыку. На основе ряда подбираем слова, подходящие по теме. Например, Александр Невский сказал: «ПоДай ЩиТ!» Вот в этой формуле уже спрятаны годы его правления.
    Затем следует словесная проработка материала, которая подкрепляется воображаемой "картинкой". Князь Александр Невский неоднократно говориол оруженосцу: «ПоДай ЩиТ!» Но герой и не догадывался, что так он предсказывал годы своего правления.

    Еще один пример. Я не помню высоту главной вершины Латинской Америки (Аконкагуа), но я помню, что в моей коллекции мнемонем над этой горой "порхает" ШеРШеНь. Прекрасно, перевожу: Ш – 6, Р – 9, Ш – 6, Н – О. Итог – 6960 метров над уровнем моря.

    Несколько исторических примеров. Обратите внимание на то, как сочиняется «сказка». Это главное.

    Иван I Данилович (Калита), великий князь владимирский / московский правил в 1328 – 1340. Он решил, что отдавать дань татарам самому выгоднее, чем дожидаться набегов: – ОТДаВать? – ТоЧНо! (1328 = ОТДВ, -340 = ТЧН).

    1353 – 1359 – правил Иван II Иванович (Красный), великий князь московский, сын Калиты. Сохранялась угроза набегов (ТоПоТ коней), народ часто бюрался за ТоПоР. (-353 = ТоПоТ, -359 = ТоПоР).

    А вот «запоминалка» для начальных цифр телефонного номера:
    ВоРоНа, ДаЖе СоНная
    8 9  0  2 6  7  0 

    Во всем мире для запоминания цифр используют метод цифро-буквенного кода /цифры надо перекодировать в буквы, буквы в слова, слова в текст.

    Есть и более простой способ взаимной замены букв и цифр.
    Прием: «а – один, б – два, в - три».
    Кстати, это один из простейших шифров прошлого.

    Цифра           Замены
    основные вспомогательные
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    0
    а
    б
    в
    г
    д
    е ё
    ж
    з
    и й
    к
    л
    м
    н
    о
    п
    р
    с
    т
    у
    ф

    Этим способом годы жизни Александра Невского 1252 – 1263 превращаются в абад – абев. Не слишком интересно. Тут можно рассчитывать только на удачу. Ищите и обрящете! Например, Алексей Михаилович (Tишайший) правил в 1645 – 1676. Последние три цифры этих дат после замен в соответствии с таблицей дают два «церковных» слова: ЕГДа – ЕЖЕ.

    3.4. Принцип "колодцев" при запоминании дат

    Прием: Наложение веков

    При запоминании дат существенно помнить две последние цифры, столетия же, как правило, запомнить легче, а перепутать труднее. Для контроля последних двух цифр служит принцип "колодцев", основанный на взаимной проекции веков. Пример: Владимир Мономах умер в 1125, Петр I – в 1725, а Александр I ровно через сто лет, в 1825, а это еще и год восстания декабристов.

    Что-то подобное внутри столетия мы делаем механически. Например, писатель Иван Бунин родился в один год с Лениным (1870), а умер в один год со Сталиным (1953). Никто нам не может запретить применять этот прием через века. А результат будет столь же убедительным.

    Проекция может быть не идеально точной, например: Ярослав Мудрый правил с 1019 по 1054, или, прилагая к нашему столетию, начал править через год после начала гражданской войны (1918), а закончил через год после Сталина (1953).

    Опорными точками для любого столетия могут стать ваш год рождения, даты других личных событий. Связь с ними дат прошлого накрепко свяжет их с тем, что вам дорого и интересно.

    Например: в 1994 году вы получили паспорт, а за сто лет до этого короновался последний русский император.

    В 1980 родился ваш брат, а в 1380 случилась Куликовская битва. Не страшно, что эти события мало взаимосвязаны. Важно, что дата никуда не сместится, и через "колодец" ее можно будет при необходимости "подсмотреть".

    4.   Запоминание цитат, авторских формулировок

    Дословное запоминание текстов тоже можно организовать более рационально. Для этого нужно учесть, что лучше запоминается текст, прочитанный до конца, понятый, прочувствованный, раскрашенный рядом сменяющихся образов, мысленных картинок. Лучше посвящать заучиванию по пять минут в течение десяти дней, чем пытаться выучить все в один день и час.

    Заучивать стихи следует от конца к началу – это придаст уверенности и сделает исполнение более выигрышным: погрешности, допущенные вначале, будут сглажены последними впечатлениями слушателя.

    Опасно заучивать что-либо, лежа на диване. Наша память тесно связана со всеми сопутствующими запоминанию ощущениями. (Об этом мы уже говорили) Поэтому полезно мысленно повторять заученный текст в необычной обстановке, в автобусе, на ходу. Повторение не следует растягивать больше чем на 15 минут, главное – повторить текст непосредственно перед выступлением.

    Учтите, что точное запоминание прозаических цитат и авторских формулировок – это не тупая зубрежка, а проявление уважения к писателю. За авторской версией всегда стоит его личность, его опыт, его эпоха.

    УСПЕХОВ ВАМ!